Киржач
Киржач (Kirzhach),
Россия (Russia)
Европа
КИРЖАЧ, районный центр во Владимирской области, в 125 км к западу от Владимира. Расположен на р. Киржач (приток Клязьмы). Железнодорожная станция на линии Александров — Орехово-Зуево. Население 25,5 тыс. человек (1992; 11,6 тыс. в 1939; 22,7 тыс. в 1959; 22,9 тыс. в 1970; 34,4 тыс. в 1979). Впервые упоминается в завещании московского князя Ивана Калиты (1328 или 1332). По другой версии, К. возник в первой половине XIV в., после того как Сергий Радонежский в 1358 основан здесь Благовещенский монастырь, существовавший до 1764. Около монастыря, на левом берегу реки, напротив села Селиванова Гора, возникла слободка. В 1778 при образовании Владимирского наместничества оба поселения были объединены в уездный город К. В 1796 город оставлен за штатом. В XIX в. жизнь города значительно оживляла пролегавшая через него большая торговая дорога — Стромынка, связывавшая Москву с текстильным краем. Жители города и окрестных деревень, расположенных вдоль Стромынки, занимались преимущественно шелкоткачеством и столярно-плотничным делом. Особенно славились местные резчики по дереву, известные в Москве как «аргуны» (по названию села Аргуново).
Современный К. — центр сельскохозяйственного района. Шёлковый комбинат, инструментальный и консервный заводы, мебельная и швейная фабрики. В 5 км от города, в посёлке городского типа Красный Октябрь, крупнейший в России завод автотракторной осветительной арматуры. В городе сохранился ансамбль Благовещенского монастыря с 4-столпным одноглавым Благовещенским собором, увенчанным 3 ярусами кокошников и окружённым галереей-гульбищем (XVI в.). Другая галерея на арках (1656) объединяет собор в единый ансамбль со Спасской церковью, мавзолеем-усыпальницей рода бояр Милославских (1656; четверик с изящно декорированными порталами, увенчанный шатровой колокольней). В окрестностях К. — сосновые боры, на реке — песчаные пляжи. В 21 км от К. — обелиск на месте гибели Ю. А. Гагарина и В. С. Серёгина (1975, архитекторы Н. Н. Умас, А. П. Акимов, М. М. Болховитинов, инженер В. И. Клявин).